Владимир Гущин (Vladimir.Gushchin@cern.ch, gushchin@mx.ihep.su)

 

Week-end в альпийском стиле

(дорожная шумелка для плохой погоды)

 

Ходокам вокруг Эльбруса посвящается

 


 

Краткая аннотация:

 

Время проведения

8.06.2001 - 10.06.2001

Район

Альпы

Маршрут

St-Gervais(Le Faye,560м) – Chamonix - пер. Col de Montets(1461м) - пер. Col de la Forclaz(1526м) – Martigny(450м) – пер. Col du Grand St-Bernard(2469м) – Aosta(583м) - пер. Col du Petit St-Bernard(2188м) – Bourg-St-Maurice - Albertville(345м) – Megeve(1104м) – St-Gervais – Geneve – St-Genis

Кол-во участников

2

Руководитель

не было в нем необходимости

Категория сложности

ПВД, разумеется

Общий километраж

396 км

Суммарный набор высоты

около 5650 м

Общее впечатление

КЛАСС!!!

 

А теперь собственно текст

 

Вместо предисловия

В некотором царстве... а точнее, на французско-швейцарской границе, совсем рядом с Женевой расположен CERN (ЦЕРН) – Европейский центр ядерных исследований. Европейские ученые и неученые люди занимаются здесь фундаментальной наукой – проще говоря, изучают строение материи. Господа европейцы, в отличие от наших правителей, денег на фундаментальную науку не жалеют, и поэтому ЦЕРН процветает и крепнет. В это научное сообщество входят 20 стран, включая Польшу, Словакию, Португалию и Грецию. Россия же членом (“еврочленом” - Ч.В.С.) ЦЕРНа не является, поскольку для этого нужно платить членские взносы, а денег у России - сами знаете, сколько. Тем не менее русские в ЦЕРНе есть (видимо, что-то умеют делать), и даже более того - их там много. Некоторые живут там подолгу, практически постоянно, другие наезжают в командировки.

Короче, на следующий день после своего прилета в Женеву Мишка мне заявляет: (pardon, я не представил участников мероприятия):

Владимир Гущин, Ваш покорный слуга – велотурист с большим стажем; стаж отлынивания от велопоходов также весьма внушительный – последний раз катался по Крыму в 1992 году.

Михаил Кирсанов (Mikhail.Kirsanov@cern.ch) – вообще-то альпинист. Побывал на Ушбе, Монблане, Эльбрусе и других панорамных точках. На велосипеде тоже катается. Участник того самого злополучного крымского похода, последние годы постоянно ошивается в ЦЕРНе, объехал все близлежащие горки и даже прокатился вокруг Женевского озера.

Лирическое отступление. Злополучность упомянутой прогулки по Крыму заключалась в том, что третий участник того похода, Костя, на второй день после приезда остался в буквальном смысле слова без штанов, а также без документов, велосипеда и всего, что было на багажнике. Едва мы успели спуститься с Ай-Петри и окунуться в ласковые черноморские волны, как наши велосипеды, пристегнутые к забору, стали обьектом пристального внимания, особенно привлекательно выглядел новенький “Старт-шоссе”, на котором ехал Константин, к тому же тросик от замка у него оказался весьма хлипким. В общем, отправили мы нашего товарища домой и продолжили путешествие вдвоем.

Так вот, отведя свой взгляд от экрана монитора, Мишель мне и говорит:

- А не слабо прокатиться на тот перевал, через который Суворов ходил?

Я напряг память, пытаясь вспомнить, как же этот перевал называется. Школьные годы маячили в туманном прошлом, из этого тумана проглядывала массивная фигура нашего историка, даты и названия не проступали. Наконец, после долгого прохрюкивания память выдала: 1799, Сен-Готард, Чертов мост, “вперед, чудо- богатыри!” И я ответил, что идея, конечно, интересная, только вот далеко ли до этого перевала пилить?

- Ну, вообще-то далековато, километров 200 точно будет.

- А как, по ровному месту, или же по горам?

- Да там есть какой-то перевал перед Сен-Готардом, так что получается не совсем по равнине.

В общем, идея была высказана, и идея начала зреть. Надо сказать, что я собирался во время своей командировки покататься по окрестностям (все равно тут по выходным делать особо нечего), но на серьезный поход как-то не рассчитывал, и поэтому лишних вещей с собой не брал, например, не взял на этот раз фотоаппарат, теплую одежду (лето ведь!), кроссовки, правда, взял (собирался бегать по утрам), но кроме кроссовок ничего не было, то есть предстоящая вылазка в Альпы прорисовывалась в виде экспромта, причем с некоторым оттенком авантюрности. Надо еще добавить, что у нас не было большой свободы действий в плане разработки маршрута, накладывались некие ограничения:

Во-первых, продолжительность похода. Мы должны уложиться в два выходных. В крайнем случае – добавить понедельник или пятницу. Это условие трудносовместимо с возможностью пройти маршрут, который был бы достаточно сложным и интересным; назовем это - ОГРАНИЧЕНИЕ №1.

Во-вторых – ОГРАНИЧЕНИЕ №2. Как вы думаете, какая основная задача у командируемого в ЦЕРН? Правильно, истратить там как можно меньше командировочных и как можно большую их часть привезти домой. Иначе домашние могут и не понять. Поэтому дополнительные затраты на поход предстояло свести к минимуму, так, чтобы они не слишком отличались от наших обычных ежедневных расходов.

И в-третьих – погода, которая в Альпах особой устойчивостью не отличается. Нам совсем не улыбалось лезть на перевал под дождем, который на больших высотах вполне мог перейти в снег. Надо было дождаться благоприятного прогноза.

К тому же по серьезным горкам мы оба не катались давненько, и было не совсем ясно, в какой форме мы находимся и на что способны. Это предстояло проверить. И потому, после того, как идея в общих чертах оформилась, наступил следующий этап:

 

Подготовка, тренировка.

Начнем от печки – на чем ехать. Вариантов тут достаточно много. Первый, самый простой – пойти в магазин и купить велосипед. Выбор большой, ценовой диапазон – от $250 до $1500, причем независимо от цены на любом из них IMHO вполне можно ехать в горы, может быть, исключая некоторые шоссейники с откровенно равнинной передачей, впрочем, переставить кассету на заднем колесе – дело десяти минут.

Но при всей заманчивости этот вариант нам не подходил (см. Ограничение №2).

Второй вариант намного дешевле. В Женеве есть заведение, нечто вроде комиссионки – огромный ангар, где за смешную цену можно купить все – от посуды стоимостью 1CHF за кг до доски для виндсерфинга за 500CHF. Вполне приличные велосипеды там стоят от 100CHF ($60). Но нам и таких денег жалко.

Можно совсем бесплатно. Пойти на свалку (в нашем понимании этого слова) и, если повезет, найти там двухколесного друга. Или собрать из двух или трех что-либо приемлемое. Мишка один из своих великов там и нашел. Но это как повезет.

Интересный момент: чтобы оставить на свалке что-то более-менее крупное, надо заплатить деньги. Обратной силы, к сожалению, это правило не имеет.

И последний вариант – в ЦЕРНе для сотрудников и командированных существует бесплатный прокат велосипедов, надо только подать бумажку в секретариат. Но летом могут возникнуть трудности – на всех велосипедов не хватает, к тому же выбора нет – что дали, на том и катайся, до работы в любом случае доедешь. Короче, после двух недель проволочек мне выдали изделие местной промышленности под названием “Кондор”, лет этак двадцати от роду. Ведущая звездочка у него была одна, не большая и не маленькая (44зуба); подкупала огромная задняя на последней передаче – 32 зуба. Других достоинств у машины не наблюдалось – руль был неправильный, a la “дорожник”, переключатель скоростей не работал, т.к. шимановская манетка (которая с шариками) насквозь проржавела, не было двух спиц на заднем колесе, зато электрооборудование было в полном порядке, это, похоже, единственное, за чем следят здешние механики, видимо, с них спрашивают за технику безопасности. В общем, машина требовала тюнинга, и я незамедлительно этим занялся. Поставил и подтянул спицы, заменил покрышку на заднем колесе, которая (забыл упомянуть) была насквозь протертой и потрескавшейся, из рычага переключателя выбросил лишние детали и сделал его по типу ХВЗ, с прижимом винтом-барашком, смазал цепь, которая душераздирающе скрипела. Отрегулировал седло, неправильный руль переставил рогами вперед и вверх, для удобного хвата на подъемах, обмотал его чем помягче и сместил рычаги тормозов. Вроде бы привел в приличное состояние, теперь можно и покататься.

У Мишки было три велосипеда, но ни один из них не годился в полной мере для туристских вылазок. На двух из них, вполне неплохих, передачи были не совсем чтобы горные, а у третьего к тому же было сломано заднее колесо (с которого я и снял покрышку). Багажники отсутствовали, короче, тоже требовалась доработка.

Все это, конечно, хорошо, но самым главным было проверить, а в каком же состоянии двигатель, то есть наши ноги и все остальное. Для этого нужно было прокатиться по горкам, причем далеко ехать совсем не обязательно - из окна церновской гостиницы виден невысокий хребет Monts Jura (Жюра), на котором и решено было провести испытания.

После завтрака покатили в направлении подъема (деревня Crozet). Май, травка зеленеет, птички чирикают, по обочинам дороги, как у нас васильки или ромашки, растут маки и никто их не рвет (у нас бы давно на соломку порезали), дорогу перебегает, ну ясное дело, черная кошка. Метрах в 50 от нас. Ну не нравится мне такая ситуация, хоть я и не суеверный, кричу “Стой, зараза! Пшла взад!” И что самое удивительное, кошка, дойдя до середины дороги, останавливается, смотрит на нас и... поворачивает обратно. Ну надо же, думаю, французская кошка – а русский язык понимает.

Кстати, о “проникновенье нашем по планете”. На окраине Женевы, на бетонном заборе желтой краской по-русски написаны два трехбуквенных слова. Угадайте с трех раз, какие именно? (Подсказывать не буду, отгадка – в конце повествования).

Выше Крозета лесная дорога петлями поднимается в горку. Вроде бы проселок, метра три всего-то ширины, но очень неплохо асфальтирован, ехать приятно. По хребту, на высоте метров 500 от подножия, проходит верхняя дорога, на которую мы хотим подняться. Что самое интересное, это не потребовало от нас больших усилий.

Поскольку выходной день, народу наверху полно. На машинах, на велосипедах, пешком с рюкзаками, одна мамаша даже катит коляску с ребенком. Найдите мне в России мамашу, которая пойдет гулять с коляской на полкилометра вверх. А здесь такое в порядке вещей. Навстречу группа на маунтинбайках, едут, видимо, на последней передаче, потому как бешено вращают педалями (на 5%-ном подъеме!). Возникает вопрос, а зачем им тогда остальные 26 ? Ездили бы на двух – одна по горам, другая по равнине. Но, надо сказать, среди местных есть и серьезные ребята, и их довольно много, в чем мы имели возможность убедиться на следующей нашей тренировке.

Спускаемся вниз, в деревню Туари, и весело едем домой. Повод для оптимизма есть. Легко забрались на подъем и не устали. Значит, есть еще порох, и значит, есть вероятность подняться куда и повыше.

Следующую вылазку мы сделали на перевал Col de la Faucille (произносится все слитно и с ударением на последнем слоге – “кольделяфосий”). Перевал этот в том же самом хребте и на высоте 1300 с чем-то (перепад около 900м).

Ехать недалеко. Сначала по равнине километров 10 до городка Gex, затем прямо из города начинается подъем на перевал. Дорога здесь пошире, на карте она обозначена красным цветом, т.е. ”дорога национального значения”, и если ехать по ней долго, то можно приехать прямо в Париж. Обогнали еще в городе француза в красной майке и петляем по окраинам, постепенно поднимаясь вверх. По мере подъема горизонт раздвигается, внизу лежит долина, за ней – Женевское озеро, на заднем плане – Альпы. Монблан теряется в дымке, из Женевы он виден далеко не всегда, только в очень хорошую погоду. Постепенно дорога входит в лес, подъем некрутой, спешить нам некуда, вот мы и не торопимся. А этот самый француз, которого мы обошли, незаметно так подобрался к нам. Давай, - говорю Мишке, - немного прибавим. Прибавили. Видно, что абориген идет близко к своему пределу, но от нас не отстает. Пропустил его вперед, думаю, ладно – скоро начнется крутой подъем, там я тебя и сделаю.

Крутой подъем начался после источника, у которого француз остановился попить. Я вышел вперед, проехал несколько петель серпантина и тоже остановился, достал пакет сока и стал тянуть его через трубочку. Француз проехал мимо, что-то весело крикнул и исчез за поворотом. За ним проехал Мишель. Я допил сок, бросил пустой пакет в контейнер, который стоял рядом и поехал догонять. Мишку я достал быстро, но примерно через пару километров, не видя никого впереди себя, решил посильнее поднажать на педали. Как оказалось, поздно.

Подвели меня километровые знаки. По ним оставалось ехать еще 9 километров, и я наивно полагал, что это расстояние до перевала, потому и не спешил. А француз, разумеется, знал, где заканчивается подъем, и взвинтил темп. Так что, когда я добрался до верхней точки, его там уже не было, и не получилось у меня, по выражению Мишки, ”показать ему кузькину мать на церновской ржавчине”.

Наверху, на перевале – отель, рядом смотровая площадка на краю трехсотметрового обрыва, внизу какая-то деревня, дальше – поросшие лесом невысокие хребты. Набежали облака, начал капать дождик, и где-то через пять минут мы поехали вниз.

Следующая тренировка была более серьезной. Мы решили выехать на весь день и проехать около 170 км по маршруту Женева – Тонон – Морзин – перевал Жю-План – Самоен – водопад Каскад дю Руже – Женева. Выезд наметили на субботу на 8 утра и, надо сказать, всего на полчаса позже и выехали.

В выходные машин на дорогах заметно меньше, чем в будние дни, но все-таки есть смысл выезжать как можно раньше, потому что утром их еще меньше. Хоть бензин в Европе и неэтилированный, и за экологией они смотрят строго, пустая дорога все же предпочтительней. Ехать надо было через Женеву, светофоров в Женеве много, и мы тормозили почти у каждого, стараясь не нарушать правила и на красный свет не ехать. Так почти ни разу и не нарушили.

Женевский кантон по территории очень небольшой, многие районы Московской области существенно больше, и городок Тонон на берегу Женевского озера, откуда мы должны повернуть в горы – это уже Франция. За окраиной Женевы таможня, из будки на нас никто даже и не смотрит.

Вообще границы в Европе – это совсем не то, что в родимой СНГовии. Машины идут постоянным потоком и притормаживают возле таможни, как у нас перед постом ГАИ. Изредка таможенники, видимо для того, чтобы не скучать, останавливают машину, смотрят на водителя и машут рукой – дескать, поезжай дальше. Очень редко могут проверить, что вы везете в багажнике. На пешеходов и особенно велосипедистов – ноль внимания, килограмм презрения, как будто воробей через границу летит. Надо сказать, что границу мы пересекаем несколько раз на день, поскольку проходные ЦЕРНа – в Швейцарии, а ЦЕРН-отель во Франции. Кстати, если вы собираетесь посетить еще какую-либо страну Шенгенского соглашения, то во избежание недоразумений все-таки следует зайти во французскую будку и попросить поставить штамп о въезде – в Шенгенскую зону надо въезжать именно через ту страну,в посольстве которой вы получили визу.

До Тонона едем по равнине. Навстречу нам и в попутном направлении крутит педали местная публика (поймите меня правильно, автомобили тоже есть, и их существенно больше). В основном народ едет не спеша, но есть отдельные личности, которые нас обгоняют; мы за ними не гонимся, у нас дистанция длинная.

Попетляв по Тонону, свернули направо и въезжаем в предгорья. Дорога вдоль речки, окруженная лесом, поднимается по холмам, уклон сначала небольшой, затем, километров через 10, начинается ступенька, и на серпантинах приходится поработать, дальше долина расширяется, уклон снова уменьшается и можно увеличить скорость. Впереди виднеются двухтысячники, на вершинах которых еще лежит снег – мы вьезжаем в горнолыжный район Морзин – Авориаз - Ле Же. Пристроились за обогнавшим нас велосипедистом и проводили его до поворота на Авориаз, нам же нужно ехать в другую сторону.

Достали карту, довольно быстро сориентировались и выехали к началу нужной нам дороги. Висит указаталь “Col de Joux Plane” и рядом табличка “Ferme”, то бишь “дорога закрыта”. Мишка высказал мысль, что “для нас она, может быть, не совсем ферме”, и мы выехали из Морзина в направлении вверх.

На здешних картах подъемы обзначены галочками, острием направленными в сторону подъема, причем количество их зависит от крутизны: от 5 до 9% одна галочка, от 9 до 13% - две, свыше 13% - три галочки. Я не знаю, может быть, у нас проценты считают по-другому, а может быть, годы уже не те, но почему-то на Кавказе подъемы, обозначенные знаком 16%, давались мне гораздо легче, чем здешние “две галочки”.

Так вот, дорога из Морзина как раз на “две галочки”. Идти приходится на предпоследней передаче, Мишка же тридцатидвухзубой шестеренкой похвастаться не может, поэтому идет на последней. Солнышко припекает, и весьма ощутимо. Вокруг цветут одуванчики, зеленеют луга, во всех мыслимых направлениях расходятся линии горнолыжных подъемников. Они, естественно, не работают – сезон закончился. Внизу вдалеке виднеются крыши домов, кажущиеся отсюда очень маленькими, впереди белеют вершины, слева – такие же вершины, но только без снега, на их фоне - купола парапланов. Наконец дорога входит в лес, в тени ехать гораздо приятнее, но крутизна подъема по-прежнему большая. Справа от дороги поляна, полностью оборудованная для отдыха: площадки для палаток, журчит питьевая вода, стекающая в желоб, выдолбленный из ствола огромного дерева, места для костров, контейнеры для мусора – все культурно и чисто – уважают себя люди! Поневоле вспоминаешь загаженные подмосковные леса – мм..да, сравнение не в нашу пользу.

Вдоль дороги, сверху и снизу – пятна снега, нам же жарко, и непонятно, почему этот снег в такую жару еще не весь растаял. Дорогу во многих местах ремонтируют, стоят вагончики и техника, но, поскольку выходной, никого нет. Машин на дороге тоже практически нет – “Ferme”!

Доезжаем до верхней станции подъемника из Ле Же, еще немного – и виден щит со схемой всего горнолыжного района. Дальше дорога идет вниз. Далеко внизу видны какие-то деревни, весь горизонт занимает панорама Альп во главе с Монбланом, который просматривается сквозь облака. Навстречу – немолодая чета пешеходников с рюкзаками, “Bonjour” – “Bonjour”, взаимные улыбки, и мы едем вниз, а через полкилометра встречаем велосипедистов, которые тоже едут вниз(!), оказывается, что это местное понижение, а на перевал еще надо заехать. Но забираться совсем немного, и вот мы наверху.

Перевал Жю План, высота 1700 с чем-то. Несколько машин на берегу большой лужи, по которой еще плавает лед. Пятна снега покрывают окрестные склоны. Довольно прохладно. Время уже 2 часа дня, пора бы и перекусить. Располагаемся на крыльце деревянного домика, в котором никого нет, и достаем свои припасы. Уничтожив их, немного отдохнули, попили водички и сока из пакетиков, поглазели еще раз на панораму гор и отпустили тормоза.

Спускаемся в куртках, потому как на спуске совсем нежарко, но высоту теряем очень быстро, и минут через 20 куртки приходится снимать. Мы въехали в городок Самоен (произносится так же, как и “Ситроен”), недалеко отсюда несколько водопадов, к одному из них и лежит наш путь.

Шесть километров по равнине, затем километра три крутого подъема по лесу – и вот он – Каскад дю Руже. В который раз за сегодняшний день пожалел о том, что нет фотоаппарата – ЭТО НАДО ВИДЕТЬ! Словами описать трудно, но попробую.

Над мостом через поток висит радуга, с высоты метров пятьдесят срывается со скалы водопад, рассеивая брызги на всю округу, затем из озера под водопадом поток устремляется под мост и с грохотом уходит куда-то вниз, огибая скалы. Подойти невозможно, мгновенно становишься мокрым. Полюбовались на это чудо природы еще минут двадцать – и вниз, в Самоен.

До Женевы отсюда километров 50 (и еще 10 до Сен-Жени, где мы живем) хорошей дороги с небольшими подъемами и спусками. За день поднакопилась усталость, и потому ехали мы не так быстро, как утром. Солнце светило нам прямо в лицо и обжигало руки и ноги, мы слегка обгорели за день. К вечеру въехали в Женеву, успели даже к закрытию магазина в Сен-Жени, где я взял бутылочку “Bordeaux” “для восстановления гемоглобина”. Когда я открыл дверь в мишкину конуру, он, лежа без сил на диване, только и смог сказать:

- Это ж надо было так себя и с т я з н у т ь !

Да, проверочку мы себе устроили хорошую. Темп с самого утра взяли несколько выше, чем принято в велопоходах, да это и понятно: ехали почти без груза, к тому же это была “разведка боем”, а значит, выкладываться надо было по максимуму. “Разведка” показала, что мы находимся в приличной форме и способны одолеть за день сотню с хвостиком по горному рельефу, это радовало. Но на подъемах Мишка шел на последней передаче, на пределе, и для страховки ему надо было подыскать более низкую. Кроме этого, надо было найти палатку, примус, а также во что завернуться ночью – на высоте по ночам нежарко. Наш внешний вид тоже оставлял желать лучшего – парусить на спусках пляжными трусами до колен, в которых я делал утренние пробежки, было бы слишком экзотично, и решено было в ближайшее время посетить спортивный отдел супермаркета.

И самое главное – изучив внимательно карту, мы поняли, что Сен-Готард нам не светит – по самой короткой дороге до него 290 км, кроме того, с той и с другой стороны от Сен-Готарда перевалы под 2500м, т.е. нужно пройти связку из трех перевалов. Сделать такое за три дня нереально.

Альтернатива не заставила себя ждать, она была очевидной в прямом смысле этого слова – в хорошую погоду прямо через стеклянные стены церновской столовой можно наблюдать на горизонте характерный ступенчатый силуэт. Идея проехать вокруг Монблана как-то очень естественно заслонила собой поход по местам боевой славы. Маршрут этот на сто с лишним километров короче, но по сложности отнюдь не уступает первоначальному варианту.

Оставалось ждать благоприятную погоду. Прогноз CNN на ближайшие выходные (2-3 июня) ничего хорошего не обещал – прохладно, дождь, на перевалах снег. И потому старт отложили до пятницы, 8 июня, дальше откладывать было некуда, командировки заканчивались.

Во вторник после работы устроили себе последнюю прикидку – забрались на Mont Saleve (гряда, нависающая на 800м над Женевой, подъем “три галочки”). Мишель приобрел горелку Campingaz и разорился на велосипедную майку с карманами сзади, причем желтого цвета. В таком случае, - говорю ему, - будешь лидировать.

Дабы сэкономить время (выехать в пятницу с самого утра ну никак не получалось), стартовать решили из Сен-Жервэ (это 70 км по равнине от Женевы), куда нас любезно согласился забросить мой однофамилец Евгений.

 

Пятница, день первый. “...Для остановки нет прричиннн...”

Пасмурно, солнце изредка проглядывает через облака. На часах 13.00. Над нами на горке – Сен-Жервэ, прямо перед нами – городок Ле Файе, через который идет дорога на Шамони. Мы отвязываем наши велосипеды (кстати, очень удобная штука – багажник для перевозки велосипедов в виде рогов, который крепится на заднем бампере), крепим на багажниках груз, Евгений снимает нас на фоне облаков, закрывающих Монблан (фотоаппарат мы попросили на выходные), жмет наши руки и мы отчаливаем.

Проезжаем перекресток в Ле Файе, прямо – дорога на Шамони, направо – на Сен-Жервэ, именно здесь мы и собираемся замкнуть кольцевую часть нашего маршрута. А пока едем прямо. Долина Шамони лежит примерно на 500 м выше, и подъем начинается практически сразу. Дорога разветвляется надвое, ущелье узкое, и поэтому одна полоса идет над другой по длинному 2,5-километровому виадуку. Подниматься надо по верхней полосе, подъем некрутой, но постоянный. Остановился, чтобы перевязать груз на багажнике – центр тяжести слишком высоко, и багажник болтается, того и гляди отвалится. Мишке хорошо, у него нормальные велосумки (попросил у соседа), а сверху палатка, завернутая в пенопленовые коврики, т.е. все сделано грамотно, у меня же прямо сверху прикручена сумка “мечта колхозника” (трехобъемная, с надписью “Marlboro”), а на ней еще довольно тяжелое одеяло (но большое), я привязал его к багажнику сбоку, вроде бы стало лучше, но все равно что-то не то, надо будет подумать, как это дело перекомпоновать.

Проезжаем несколько тоннелей, и через час с небольшим после выезда – мы в Шамони. Горы окутаны туманом, вершин не видно. С Монблана сползают зеленые ледники. Спрашиваю у Мишки, как подниматься наверх, он мне объяснет, что обычно ходят по гребню между двумя ледопадами, и далее по снежнику под скалами, выше путь на вершину не виден, все в облаках, и только когда их ненадолго относит ветром, виден острый пик Эгюй дю Миди, это куда проложен самый высокий в Шамони подъемник. Фотографируемся на фоне ледника и продолжаем наш путь из Шамони в Аржантьер. Изредка капает дождик, потом снова через тучи просвечивает солнце, потом снова капает – нормальная горная погода. Проехали Аржантьер, возле дороги стоит столик и две лавочки, рядом, разумеется, контейнер для мусора, самое время перекусить. Заснял Мишку на фоне аржантьерских подъемников. 

Вообще-то мы еще на лыжах катаемся. И поэтому названия Ле Же, Шамони, Аржантьер, Вербье – для нас не просто населенные пункты, они звучат для нас почти как музыка. Кто знает, тот поймет.

После перекуса – петли серпантина на перевал Montets, подниматься метров 200, с окрестных гор бегут ручьи, и можно набрать воды. Мишка налил во фляжку какой-то “правильный” сок, с мультивитаминами, я так не выпендриваюсь, просто кидаю внутрь несколько кусочков сахара, который разбалтывается, как в миксере.

Дорога огибает горку, и начинается спуск. Видно, что прошел дождик, т.к. дорога мокрая, хорошо, что мы под него не попали. А вообще в такую погоду ехать приятно – не жарко и не обгораешь, правда, красот и чудес видишь существенно меньше. По долине речки доехали до таможни, здесь снова начинается Швейцария. Таможенник даже поздоровался.

Начинается подъем на перевал la Forclaz, здесь подниматься повыше, да и покруче. Но дорога хорошая, и я взбираюсь по серпантину. Почему-то никак не получается ехать на подъемах в одном темпе с Мишкой – все время ухожу вперед. Мне так легче, потому что когда крутишь медленно, статическая нагрузка на ноги выше, и я стараюсь шевелить ногами быстрее, время от времени меняю посадку, хват руля, на крутых отрезках встаю на педали – все это позволяет затрачивать меньше усилий по сравнению с кручением педалей в однообразном положении. К тому же рельеф на подъемах постоянно меняется и попадаются участки, на которых можно как бы и передохнуть. Ну и, разумеется, иногда просто останавливаюсь и озираюсь по сторонам, поджидая Мишку.

Как обычно, в голове крутится какая-нибудь навязчивая мелодия, она или просто крутится, или я тихонько мурлычу ее себе под нос. Причем мелодии эти, как правило, разные, но запоминаются крепко, и возникают каждый раз устойчивые ассоциации. Так, к примеру, подъем на Севанский перевал связан у меня с мелодией (без слов) песни Аллы Борисовны “Этот мир” (и, кстати, наоборот), мой первый перевал Ужок – разумеется, с “Гуцулочкой”, среднеазиатский поход прошел под знаком “Учкудука” и “Бричмуллы”. Сейчас меня подбадривает Джо Дассен:

 

A la vie, a l’amour,

A nos nuites, a nos jours

A l’eternel retour de la chance...

 

И под эту песню я забираюсь на перевал. Вскоре подъезжает Мишель и мы немного отдыхаем перед спуском в Мартиньи. На перевале отель, ресторан – все удобства для путешествующих. Прохладно. Времени уже около 17.00., и собирается дождь.

Начинаем спуск. Перепад высот около километра и, на мой взгляд, уклон несколько покруче, чем на подъеме. Навстречу поднимаются велосипедисты, человек пять, налегке, приветственно машем им руками.

Дождь все-таки начался. Сначала небольшой, а потом сверху стало громыхать и зарядил ливень. Мишка укатил вниз. Я остановился и раскрыл зонтик.

Да, именно зонтик. И пусть говорят, что это неспортивно, но я считаю, что зонтик в велопоходе – очень удобная вещь. Представьте себе, что вы катите по дороге и вдруг начинается ливень, а укрыться негде. И что вы выберете – остаться сухим или выглядеть “по-туристски”? Конечно, во время затяжного дождя зонтик не спасает – двигаться-то надо – но на этот случай полагается иметь комплект сменной одежды, чтоб переодеться на ночевке. Даже в мокрой одежде во время кручения педалей не холодно, но ведь приходится иногда останавливаться, и неприятно, когда лишние капли дождя сыплются на тебя сверху. А костер развести под дождем? А снимок сделать, так, чтобы не намочить фотоаппарат? А если вы везете видеокамеру? Короче, зонтик – вещь нужная, хотя и лишних полкило.

Ливень кончился, я спустился в Мартиньи, там меня ждал Мишка, весь мокрый. Из Мартиньи наш путь лежал к перевалу Гран-Сен-Бернар, самому высокому на маршруте. Дорога идет вдоль речки под названием Дранс д’Антрамон (в Альпах очень много речек под названием Дранс), склоны гор вокруг сплошь покрыты виноградниками. Пасмурно, но дождь пока не капает. После тоннеля, не доезжая до Сембранше, слева открывается вид на гору Монфор, которая возвышается над Вербье, с этой горы мы катались в прошлом году весной; снега на ней сейчас мало, только пятна возле вершины. Помахали в ту сторону рукой и тронулись дальше. Небо сплошь затянуто серыми тучами, впереди белеют вершины гор. Как-то очень незаметно набрали почти 1000 метров (дорога хорошая, подъем некрутой, напрягаться почти не приходится), посмотрели на часы уже почти 8 вечера, пора бы набрать воды и искать место ночевки. С этим, кстати, не так-то просто, отели и кемпинги нам не подходят – надо платить, а склоны вокруг крутые и до леса далековато.

 После того, как проехали деревеньку Лидд, начался дождик. Набрали воды в ручейке и смотрим, куда бы от этого дождя укрыться. В одном месте правая сторона дороги поддерживается опорами, а левая упирается в скалу, получилась галерея. Забрались туда и поняли, что лучшего места для ночевки нам не найти – с дороги нас абсолютно не видно, ветром не продувает, сухо – с утра палатку не надо сушить, опять же панорама гор и альпийских лугов ласкает глаз. А то, что машины по дороге ходят – так ночью их почти нет, мешать не будут.

В этой самой галерее стоит сеноуборочная техника. Отодвинули в сторону какой-то агрегат, убрали крупные камни – можно ставить палатку. Стали готовить ужин. Внизу, под нами, то поднимаясь, то опускаясь, клубятся в долине облака, закрывая иногда горы на другой стороне ущелья. Недалеко, рядом с дорогой, склон огорожен проволокой, там пасется какого-то странного вида коза. Дождик по-прежнему капает.

Очень удобная штука эта газовая горелка. Легкая, места почти не занимает, бензином (в отличие от примуса) не воняет, баллончика размером с небольшую кружку хватает на несколько часов, для путешествий в цивилизованных местах – самое то, что надо. Поужинали, попили чаю, укладываемся.

Задача на сегодняшний день выполнена. Подъехали под перевал и нельзя сказать, чтобы сильно устали, завтра у нас два перевала и силы будут нужны. Вот только какая будет погода, непонятно. Прогноз обещал на итальянской стороне переменную облачность и без дождя. Но прогноз этот для долин, а в горах все возможно.

 

Суббота, день второй. Два сенбернара.

Спал великолепно и снов не видел. Пару раз просыпался и слушал шорох дождя, который поливал всю ночь. Поскольку я надел на себя всю имеющуюся одежду, было совсем не холодно. Мишка спал в велотрусах, поскольку штаны были мокрые и сушились, и потому немного продрог. Приготовили завтрак, собрали вещи, ждем, когда дождь прекратится или хотя бы немного ослабнет.

Нашел небольшую дощечку, воткнул ее сзади в багажник, сверху стоймя укрепил скатанное в рулон одеяло. Так-то лучше. Одеяло завернуто в фирменный сине-бело-зеленый пакет магазина Go-Sport, сверху в таком же пакете прикручена куртка и получается нечто такое, что можно назвать стилем. Наковырял щепкой смазки из какой-то косилки и смазал цепь, которая вчера опять начала скрипеть.

Коза оказалась пятнистым оленем.

Во время очередного ослабления дождя волевым усилием решено было все-таки выехать. Время уже 10.30, сколько же можно сидеть и ждать? На подъеме холодно не бывает. Вылезли из своего укрытия и покатили вперед и вверх, подбадриваемые прохладными каплями, сыплющимися сверху на наши головы.

А после деревушки Сен-Пьер дорога идет в основном по галереям – слева, совсем рядом, четырехтысячник Гран-Комбэн, с крутых склонов которого зимой постоянно сходят лавины, и дорога укрыта от них сверху. И потому дождь нас уже не мочит.

Обгоняет нас группа мотоциклистов, человек восемь, на хорошей скорости вписываются в повороты. Это уже не первая такая команда, вчера тоже обгоняли. Экипированы они отлично – толстые непромокаемые куртки, сзади здоровенные багажники, техника мощная, с ревом и свистом едет в гору. Справа по ходу видна плотина, перегораживающая речку, за ней водохранилище, это уже 1800 метров над уровнем моря. Еще немного, и галерея заканчивается, налево вход в тоннель под перевал, нам туда не надо, и мы поворачиваем направо.

Окружающие нас горы затянуты туманом, ледяной ветер с перевала прямо в лицо, сверху поливает дождь и достаточно сильный. Но мы уже вработались и на этот дождь внимания не обращаем, хотя, конечно же, без него было бы гораздо лучше. Дорога набирает высоту, петли серпантина вьются по склонам. От входа в тоннель до верхней точки около 7 километров и подъем здесь на “две галочки”. Но, мне кажется, на Joux Plane эти же галочки были покруче. Пятна снега белеют по сторонам, внизу шумит речка, наверху виднеется какое-то сооружение серого цвета, в виде ротонды, с крышей, значит можно укрыться от дождя и ветра и слегка передохнуть. Через несколько поворотов подъезжаем и затаскиваем велосипеды под крышу, внутри что-то гудит, скорее всего, это турбина гидрогенератора, которую вращает речка.

В майках ехать уже холодно, переоделись в куртки, погрызли сладкого – и снова под дождь и порывы встречного ветра. От этого ветра мерзнут руки, и нельзя сказать, чтобы это было приятно. По дороге вниз бегут потоки воды, и ноги давно уже промокли. Вершины перевала не видно, все теряется в тумане.

 Доехали до еще одной гудящей конструкции, растираем руки, которые совсем занемели. Невдалеке от нас, метрах в двухстах - группа туристов, с рюкзаками и в ярких куртках поднимается по снежнику к скалам. Видимо, у них восхождение. Нет, скорее всего, просто экскурсия – кто ж в такую погоду на вершину ходит?

Отогрелись, если это можно так назвать, пора бы и дальше, забираюсь в седло – ну что ж, поехали, Владимир Николаич –

 

 A toi,

A la facon que tu as d’etre belle,

A la facon que tu as d’etre a moi...

 

- и дождь сменяется мокрым снегом. Ну вот, теперь полный набор удовольствий, а я то уж думал, что ограничимся только дождиком. Дорога разрисовывает своими петлями склон, наполовину покрытый снегом, по асфальту уже течет настоящий ручей, окруженный снежными стенками двух-трехметровой высоты. Щелкаю Мишку пару раз на фоне этого пейзажа, и мы продолжаем забираться наверх. Осталось немного.

Гран Сен-Бернар, верхняя точка. Перевал как перевал – отели, ресторан, бар, магазины, автостоянка, таможня – все, как полагается. Замерзшее озеро и сугробы снега. Из сувениров – игрушечный Барри, тот самый, который бегал по здешним склонам с бочонком согревающего, спасая незадачливых путешественников. Попросили одного из автомобилистов заснять нас рядом с вывеской, обозначающей перевал, руки у месье, видимо, тоже замерзли, во всяком случае, когда он нажал на кнопку, жужжания перемотки я не слышал.

 Эх, Bongiorno, солнечная Италия! Нет слов, чтобы выразить степень восхищения всеми твоими прелестями! Прекрасно здесь, наверху, но внизу теплее.

Через несколько поворотов оглянулись назад – уже ничего не видно, все в тумане, над дорогой нависает скала с отрицательным уклоном. Времени на часах – 12.30, продолжаем спуск. На спуске, кстати, мерзнешь еще сильнее, чем на подъеме – ноги не работают, а скорость большая, согревает только мысль, что спускаемся все-таки вниз, а там уже не так холодно.

Едем уже по лесу, и нас опять обгоняют мотоциклисты, несутся вниз на полной скорости. За ними нам не угнаться, хотя повороты плавные и скорость у нас тоже немаленькая. Надо сказать, что на спуске (по хорошей дороге) велосипед отнюдь не уступает автомобилю, конечно, если за рулем последнего не сидит крутой раллист. Автомобиль притормаживает перед каждой петлей, чтобы не вылететь с трассы, а нам достаточно наклониться внутрь поворота, и тогда можно не тормозить. Конечно, меру тоже надо знать, и притормаживать приходится, когда сильно разгонишься или если поворот достаточно крутой. Но все эти фокусы проходят только при условии, что дорога сухая и тормоза надежные – мокрые колодки держат плохо, тормозить приходится задолго до входа в поворот, и общая скорость заметно снижается.

Пора устраивать перекус, тем более, что дождь уже почти прекратился. Посмотрел на часы – они показывают, похоже, расстояние до Рима. На подъеме, чтобы они не промокли, я их положил в поясную сумку, и видимо, на спуске одновременно были нажаты несколько кнопок. Вторых часов у нас с собой нет, ладно, будем считать, что уже второй час.

Дорога, окруженая лесами и виноградниками, спускается к городу Аоста. Заснялся на фоне долины – в Италии я впервые, надо бы и память о ней оставить, тем более, что вокруг очень красиво. Уже после спуска Мишка заметил, что не работает передний тормоз – оказывается, оторвался тросик. Запасной у нас есть, и мы его быстро заменили.

В Аосте мы повернули направо и начали плавный подъем в сторону Курмайора. Провинция Аоста последней присоединилась к Италии, а раньше была французской, и надписи на вывесках везде на двух языках – итальянском и французском. Пейзажи вокруг весьма живописные – почти на каждой горке стоят древние замки или церквушки, множество водопадов, больших и маленьких, низвергается со склонов в долину реки Dora Baltea, по которой мы едем. Река петляет меж гор, и небо за очередным поворотом подозрительно темного цвета, да и горы впереди как бы в тумане. А это означает только одно – впереди опять дождь, и нам это совсем не нравится.

 

Дождь не заставил себя ждать, и мы опять едем мокрые. Впереди по курсу – Монблан, под ним проходит тоннель в Шамони, который закрыт уже несколько лет. Вершины, конечно же, не видно – серо-белая стена, и сверху низкие облака. В городке Пре-Сен-Дидье сворачиваем налево, дорожные указатели говорят, что если ехать по этой дороге, то непременно попадешь на перевал Пикколо-Сан-Бернардо, или по-французски Пти-Сен-Бернар.

После Пре-Сен-Дидье дорога взбирается на горку, причем в начале подъема вывеска извещает, что на ближайших двух километрах будет 8 поворотов, и перед каждым из них обозначен порядковый номер этого поворота. В городе я подвел часы, и время теперь у нас точное, кстати, те же уличные часы высвечивют температуру +10С, а поскольку перевал на 1200 метров выше, нетрудно подсчитать, что нас ожидает там.

Перекусили на выезде из тоннеля, в конце которого несколько ”окон” с видом на ущелье, и на подоконнике очень удобно выложить все, что нам надо. Опять же сверху не капает. Проехал мимо велосипедист, похоже, единственный, кроме нас, ненормальный, который в такую погоду куда-то катит. Ну ладно, нам-то деваться некуда, а его что заставляет?

Около 6 вечера проехали Ля Тюй (La Thuile), тоже горнолыжный центр, выше начинается серпантин на перевал. И хотя дождь, но ехать не так противно, как на Гран Сен-Бернар. Дело в том, что дорога идет по лесу, к тому же горы расположены так, что ветер нам пока на мешает. Да и сам перевал на 300 метров ниже. Остановился, чтобы посмотреть на часы, они высветили на табло все, что можно высветить и стали играть прощальную мелодию. Промокли, однако. Отключил батарейку и поехал дальше без времени – счастливые часов не наблюдают.

Вообще-то это против всех канонов – переть на перевал в такую непогодь и в такое время суток. И по правилам надо бы искать стоянку, с тем, чтобы с утра продолжать подъем. Но нам, как говорит Мишка, уже все по фигу, тем более, что подъем не очень трудный, руки теплые, да и время не такое уж позднее. А дождь наяривает:

 

“...Lachate mi cantare,

Perce ne sono un fiero,

Sono un italiano,

Un italiano vero!!!” –

 

это мы с Мишкой уже хором, причем не вполголоса, благо никто не слышит.

После того, как мы выехали из леса, ветерок все-таки дал о себе знать. Но этот перевал, в отличие от предыдущего, сверху более плоский, и дорога не такая крутая. Горнолыжные подъемники уходят куда-то вверх, мачты ЛЭП маячат впереди, по склонам опять же пятна снега и ручьи по дороге. Наконец, голубая вывеска с золотыми звездами по кругу извещает о том, что до Франции остался один километр.

 

Пти-Сен-Бернар чем-то похож на своего большого брата – тоже замерзшее озеро на итальянской стороне, те же признаки цивилизации, не видно только вывески с названием, да и строения несколько поскромнее. Стою под зонтиком, дожидаясь Михаила, он подъезжает, ставит велосипед и выжимает носки. Затем щелкает меня на фоне сугроба возле витрины магазина с горячительными напитками, по случаю позднего времени уже закрытого. По 50 грамм, я думаю, после такого дня совсем не повредило бы, и обошлось бы абсолютно без последствий.

Уже сумерки, примерно девятый час вечера, и надо терять высоту, и как можно быстрее. Сначала спуск пологий, затем становится покруче. Едем не очень быстро – дорога мокрая, да и устали за день, и рисковать на спуске не хочется. Проезжаем городок Ла-Розьер, в отель мы не хотим, спукаемся ниже, справа кемпинг, нам туда тоже не надо, наконец, возле поворота видим маленький домик, рядом стоит машина явно строительно-дорожного предназначения, течет вода, остановились, чтобы наполнить бутылки. За домиком оказался незаметный с дороги навес, с одной стороны открытый, а под ним – совершенно сухие доски, т.е. нам опять повезло с ночлегом (не надо ставить палатку). Быстро соорудили из этих досок настил, распаковались, переоделись в сухое и стали готовить ужин. После того, как немного отогрелись, пришли к единодушному мнению, что, конечно, “Альпы – это тебе не Крым”.

Дождь тарабанит по жестяной рифленке, которая закрывает нас сверху, внизу под нами – долина реки Изер, в ней светятся огоньки деревушек. Время от времени откуда-то наползают облака, и эти огоньки скрываются в тумане. Верховья Изера уходят от нас вдаль и чуть влево, там Валь д’Изер и перевал Col d’Iseran, выше 2700м. Справа на горе должен быть Лез Арк (еще один горнолыжный курорт), но гора закрыта облаками и ничего не видно. Нам осталось замкнуть кольцо вокруг Монблана, сделать это можно двумя способами. Первый вариант – ехать по верхней дороге через перевалы 1967м и 1650м до Флюме (Flumet) и повернуть на Сен-Жервэ. Второй – ехать вниз по долине Изера до Альбервиля и далее подниматься в тот же Флюме (это на 20 километров длиннее). Еще до похода мы решили, что будем действовать по обстановке, сил у нас хватило бы и на три перевала, но мерзнуть под холодным дождем совсем не хотелось, к тому же мы слегка отстали от графика. Решили, что утро вечера мудренее, и если будет погода – едем поверху, а если, как и сегодня, дождь, то лучше ехать мокрым, но в тепле, и тогда едем через Альбервилль. Синоптики, правда, обещали на французской стороне погоду без дождя, но Мишка выразил сомнение, что, дескать “опять брэшуть, гады” и, скорее всего, он прав – сбываются, как правило, только плохие прогнозы.

 

Воскресенье, день третий. “...Колечко на память, колечко...”

Перед рассветом дождь прекратился. Ну, думаю – слава те, господи, если еще и облака поразгонит – тогда повоюем! Подождал, пока совсем рассветет, достал часы, разобрал, протер корпус изнутри и установил время – чисто условное – 8 утра (уже потом выяснилось, что я на час ошибся, и было около семи). Проснулся Михаил, и стали готовить завтрак. И когда миски опустели, послышался противный стук капель по крыше, он становился все чаще, пока не перешел в сплошной шум. Снизу туда и сюда ходят облака, такие же облака сверху, и струи дождя видны на темном фоне окружающих гор. Что называется, приплыли.

Упаковались и стали ждать улучшения погоды. Часа два ждали, поняли, что не дождемся и вылезли на дорогу. Спускаемся небыстро – тормоза держат плохо, и руки почти постоянно на рычагах, даже на прямых участках. Дорога эта на карте обозначена зеленой окантовкой, что означает - дорога весьма живописная, может быть, оно и так, но сквозь облака это как-то незаметно. Уже к концу двадцатикилометрового спуска услышал свист металла по металлу – все, задние колодки протерлись напрочь, они и так-то были тоненькие, хорошо, что Мишка далеко не уехал, он везет запасные. Быстро их поменяли и спустились в город Бур-Сен-Морис. Проехали круговой перекресток, направо уходит верхняя дорога (на перевалы), с грустью туда посмотрели и поехали на Альбервиль.

Основная задача сейчас – согреться после холодного спуска, поэтому развиваем максимальную скорость, на какую способны. Дождь поливает по-прежнему, но теперь он кажется приятным теплым душем. Дорога называется N90 (N означает route Nationale), и это N90 белым по красному на каждом столбе встречается так часто, что поневоле всплывает в памяти одноименный шекспировский сонет:

 

“...пусть бурная

не разрешится ночь

дождливым утром, утром без отрады...”

 

(в обработке, естественно, С.Никитина). У нас настроение, конечно, не такое пессимистическое, как у Шекспира, хотя погода и соответствует.

После Мутьера шоссе становится шире, появляется бетонная разделительная полоса, как на МКАД, не Autoroute, конечно, по которым на велосипеде ехать нельзя, но машин гораздо больше, несмотря на выходной, и вся вода из-под их колес – наша. В тоннелях (единственное сухое место) – специальные велодорожки, заботятся, понимаешь, о нашем брате. После столицы зимней олимпиады снова едем вдоль речки, которая бежит уже навстречу нам, а это значит, что поднимаемся.

 Проехали городок Южин (Ugine) и свернули на дорогу N212, она идет вверх по ущелью реки Арли, истоки которой где-то возле Межева. Опять пожалели, что пленки мало, да и погода несоответствующая – крутые повороты, множество мостов, по которым мы переезжаем с берега на берег, водопады, отвесные скалы... Мишка с вожделением смотрит на вертикали и на глаз определяет сложность подъема. Время близится к обеду, проехали уже много, пора бы и остановиться. Выложили под зонтик припасы, поставили кипятиться чай. И я так вскользь замечаю Мишке, что, как правило, на мой день рождения хорошей погоды не бывает, и это обстоятельство следовало бы нам учесть при корректировке прогноза, хотя сейчас уже поздновато. А день рождения у меня как раз сегодня, и хотя я без особой щепетильности отношусь к собственным датам, все-ж таки приятно, что я умудрился себе сделать вот такой подарок – трехсоткилометровое колечко. Достал из сумки бутылку тоника, мы его разлили по кружкам вместо шампанского, а бутылку я приспособил на место фляжки.

После перекуса поднялись вверх по речке между скал и водопадов и въехали во Флюме. Доезжаем до моста, справа по нему идет с перевалов верхняя дорога, пересекает нашу и уходит налево, к перевалу 1460 м и далее в Бонвиль, а это почти уже Женева. Но нам надо на Сен-Жервэ, и мы едем прямо. Подъем закончился, дорога идет поверху, поднимаясь и опускаясь, и достигает высшей точки где-то перед Межевом, т.е. явно выраженного перевала нет. Вдоль дороги отели и отельчики, горы видны плохо, мачты подъемников уходят в облака. За Межевом спуск в Сен-Жервэ и затем в Ле Файе, опять мокрая дорога, опять холодно, т.к. работают только кисти рук.

Спустились. Проезжаем перекресток: направо – Шамони, налево – Женева. Объехали, однако, вокруг Монблана, но торжественности момента не чувствуется, преобладает желание согреться. На выезде из Ле Файе затащили велосипеды под навес остановки – маленький сухой островок посреди дождя. Долго приседали и растирали руки, пока не отогрелись, догрызли все, что у нас оставалось и минут двадцать посидели перед последним броском сквозь дождь и слякоть.

 Доехали до места старта, поставили фотоаппарат под зонтик и запечатлились в том же ракурсе – на фоне облаков, закрывающих Монблан. Теперь – в Женеву.

Дорога ровная, жмем на педали, расслабляться некогда – уже седьмой час вечера. Проступают силуэты знакомых гор, видна уже вышка на вершине Салева, над Женевой. Такое впечатление, как будто едешь в поезде и видишь все это из окна, только скорость поменьше.

Дождь прекратился только после Бонвиля. Въехали в город, спустились вниз, по мосту Монблан переехали Рону и поднимаемся в Сен-Жени. Солнце, выглянувшее было ненадолго, уже скрылось за Мон Жюра, и на его темном фоне поднимается из женевского аэропорта Куэнтрэн самолет, моргая красным огоньком. Время – 21.30.

 

Подведем итоги.

Сначала – во что нам это обошлось. Продукты для похода - $19 (цены, понятно, во франках, в доллары перевожу для наглядности). Кроме того, я потратил $18 (карта, велотрусы, фотопленка), а Мишка – аж $58 (горелка Campingaz и желтая майка лидера). Итого сотня долларов на двоих – за тот букет впечатлений, который нам посчастливилось получить – ну очень смешная цена.

Да, пока не забыл – на заборе в Женеве написано “Цой жив”.

И теперь о маршруте. Не такой уж он и сложный, как нам казалось вначале. И в хорошую погоду проходится за три дня не то, чтобы влегкую, но и без большого напряжения, даже если включить те два перевала, которые мы не прошли.

Более того – у французов, я слышал, существует “Монблан-тур”, это когда набирается группа подготовленных велосипедистов, люди платят за удовольствие хорошие деньги и катят в сопровождении гидов из Шамони в Шамони примерно по нашему маршруту, причем едут налегке, места ночевок и кормежки заранее подготовлены, т.е. никакой романтики, говоря доперестроечным языком - "плановый туристский маршрут”.

Единственное, что хотел бы порекомендовать путешествующим по этим местам – брать как можно больше фотопленки. А еще лучше – видеокамеру. А еще лучше – и то, и другое сразу.

Что дальше? – не знаю. Маршрут через Сен-Готард остался непройденным. Может быть, в следующий раз? Или – “...другие придут...”? Кто знает...

А кстати, кто-нибудь из соотечествеников спускался на лыжах с макушки Монблана?

 

Женева, июнь 2001.

В начало страницы





Hosted by uCoz